Вооруженные силы России
Экспертно-Аналитическое управление Генерального штаба ВС РФ
Научный реферат на тему:
"Психология дождевого червя"
автор – главный специалист отдела психологии противоборства,
полковник Сидоров В.А.
Преамбула
Данный реферат предназначен для обоснования по включению в производственный план Управления научного проекта с указанным выше названием.
Реферат выполнен в соответствие с требованиями руководства Генерального штаба ВС РФ об обязательном внесении научными сотрудниками Генштаба проектов, направленных на укреплению обороноспособности страны.
Тема реферата избрана путем креативного мыслительного процесса в авторском мозгу.
Реферат предполагает дать ответы на следующие вопросы.
1. Что такое дождевой червь?
2. Есть ли у червей психология?
3. Как изучение психологии червя может укрепить обороноспособность нашей страны?
4. Почему объектом изучения выбран именно дождевой червь?
5. Не слишком ли мелок масштаб червя, чтобы тратить на него интеллектуальные ресурсы Генерального Штаба?
6. Не копроментирует ли достоинство государственного чиновника занятие дождевым червем?
7. Не мешает ли чувство брезгливости плодотворному изучению червя?
8. Какой военный образ является аналогом акту расчленения червя лопатой на две части?
Предварительное замечание
Прежде чем приступить к ответам по сути вопросов отметим то, что система поставленных вопросов так сконструирована разработчиком, что она сама неизбежно генерирует ответы на свои вопросы. Новые вопросы, частично отвечают на предшествующие, что образует замкнутый креативный цикл.
Содержание реферата состоит из ответов на поставленные выше вопросы.
На этапе последнего вопроса все остальные вопросы автоматически отпадают. Наступает полная ясность.
1. Что такое "дождевой червь"?
Дождевой червь — примитивное животное с длинным цилиндрическим телом, достигающее в длину примерно 10 см. и более. Передний его конец конусообразный, а задний сплющен. И хотя дождевой червь живет на суше, он не смог до конца преодолеть все проблемы, связанные с наземным образом жизни. Спасаясь от высыхания, он живет под землей, прорывая нору во влажной почве, и покидает ее лишь по ночам, отправляясь на поиски пищи или полового партнера.
Дождевы́е че́рви обитают на всех континентах кроме Антарктиды,
При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте кроме переднего. Число щетинок изменяется от 8 до нескольких десятков
Кровеносная система у червей замкнутая, достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет.
Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью.
Имеют развитую способность к регенерации - к восстановлению организмом утраченных частей тела.
Первым, кто начал серьезно изучать дождевых червей, что произошло в 1882 году, был знаменитый ученый-биолог Чарльз Дарвин, который изобрел всемирноизвестную «Теорию эволюции живых организмов».
Земляные черви создают норки в почве (глубиной не менее 60—80 см, Черви продвигаются через почву, расталкивая частицы или заглатывая их. После дождей земляные черви из-за недостатка кислорода выходят на поверхность, из-за чего и получили свое название.
Небольшие особи используются как живая наживка в любительской рыбалке.
Разведение земляных червей (вермикультура) позволяет переработать различные виды органических отходов в качественное экологически чистое удобрение – биогумус.
Кроме этого, благодаря плодовитости червей, можно наращивать их биомассу для использования в качестве кормовых добавок к рациону сельскохозяйственных животных и птицы.
Для разведения червей подготавливают компост из различных органических отходов: навоза, куриного помета, соломы, опилок, опавших листьев, сорняков, веток деревьев и кустов, отходов перерабатывающей промышленности, овощехранилищ и т.д.
После того, как в компосте условия среды приводят к оптимальным, осуществляется заселение червей в компост..
Дождевые черви размножаются двумя способами: естественным и криминальным
А. Естественный способ.
Дождевые черви являются гермафродитами, каждая половозрелая особь обладают одновременно женской и мужской половой системой.
Размножение земляных червей происходит половым путем с участием двух двухполых особей. Напомним, что у каждого из червей имеются как мужские, так и женские половые органы. При спаривании двух гермафродитов происходит перекрёстное оплодотворение. Обычно земляные черви спариваются ночью, выбираясь для этого на поверхность, но у многих видов это таинство происходит под землёй и длится от получаса до четырёх часов. Во время спаривания лежащие бок о бок черви обволакивают себя общим слизистым пояском.
Происходит процесс оплодотворения яиц в коконах и через месяц на свет выползают маленькие червячки.
Б. Криминальный (ускоренный) способ
Также дождевой червь способен размножается делением на две части путем применения внешнего физического воздействия.
Ему самому очень трудно это сделать и он прибегает к услугам человека, подставляя своё тело под удар хозяйственной лопаты, которыми человек обрабатывает землю.
В результате деления получается два новых червя.
После деления каждый новый дождевой червь быстро наращивает новые кольца своего тела и готовиться к следующему размножению одним из двух возможных способов.
2. Есть ли у червей психология?
По нашему мнению, психология (в широком смысле) – это совокупность реакций на раздражения внешней среды.
Заметим, что в соответствие с этим определением, психологией (как свойством) обладают все живые существа. Более того, и неживые существа, способные реагировать на внешнее раздражение, тоже обладают "своей" психологией. Компьютерный робот, например, способен обладать высоко развитой психологией. Условно все датчики – "психологические элементы", спектр реакций которых в простейшем виде ограничивается формой: "Да – Нет".
Отметим, что научно доказано, что нервная система дождевых червей состоит из слабо развитого головного мозга (два нервных узла) и брюшной цепочки.
Укажем также, что дождевой червь очень живо реагирует на внешние раздражения. При прикосновении к его телу червь начинает импульсивные агрессивные движения, всячески извивается, ползет и сокращается.
3. Как изучение психологии червя может укрепить обороноспособность нашей страны?
Все формы противоборства, начиная со столкновения враждующих армий и кончая поединками одиночных бойцов – одной из важных составляющих включает психологию. Изучение психологии противника и совершенствование собственной – важные аспекты подготовки вооруженных сил и бойцов, достойные внимания мозгового центра Генерального Штаба.
Обратим внимание, что среда деятельности и червя и солдата одна и та же – земляная почва.
Солдат должен учиться у червя действиям на различных земляных покрытиях – уметь передвигаться ползком по земле, а при опасности, уметь быстро закопаться в землю.
Кроме того, закон войны гласит: Атакуемый регион покорен только тогда, когда солдат атакующей армии стоит своим сапогом на данной территории (или хотя бы, как червяк, окопался в окопе). Для того, чтобы хорошо стоять на вражеской земле, надо знать то, на чем стоишь (или хотя бы лежишь)! Солдат должен брать пример с червя - лучшего знатока всех видов почв.
Итак, каждый солдат должен обладать навыками дождевого червя!
4. Почему объектом изучения выбран именно дождевой червь?
«Дождевой" червь, по нашим данным, одно из самых простейших животных, поэтому начинать надо именно с него. Как говорится – от простого к сложному!
Кроме того, деятельность червя аналогична деятельности бойца – оба действуют на земле, причем в любых погодных условиях. Даже "дождь" не должен служить помехой бойцу, когда его атакует противник.
Атака и защита от атаки происходит при любой погоде!
5. Не слишком ли мелок масштаб червя, чтобы тратить на него интеллектуальные ресурсы Генерального Штаба?
Если этот вопрос о масштабах объекта, то начинать всегда легче с самого малого и простого, иначе сразу запутаешься в возникающих сложностях.
Например, как можно войскам поручать ракетный обстрел противника, если не решен, фигурально выражаясь, "вопрос с червями"? Более того, на черве, как на простейшем организме, исследователь должен отработать методику своего исследования.
Маршруты любого исследователя таковы: либо разложение сложного на простые части, либо соединение простых частей в сложную конструкцию.
Так что, начинаем именно с дождевого червя!
6. Не копроментирует ли достоинство государственного чиновника занятие дождевым червем?
Если в вопросе содержится намек на о несопоставимость статусов объекта исследования и самого исследователя, то разъясним несведущим, что мораль и нравственность в военно–научных исследованиях отличается от морали и нравственности, применяемой в социально–бытовой сфере.
Военный ученый просто обязан стоять на прагматических позициях, должен руководствоваться Уставом Вооруженных Сил и не должен обращать внимании на всякие другие Уставы, а должен вдохновляться следующими научно–политическими девизами:
а) "Все, что внутри нас и вокруг нас, должно быть объектом исследования на предмет использования в качестве атакующих или оборонных средств!";
б) "Все, что полезно для государства и общества (хоть поведение дождевого червя), должно быть обращено на пользу обороноспособности Армии!";
в) "Стеснительность, гордость, честность, благодарность, чувство собственного достоинства и т.д. – это все – недопустимые свойства и чувства для военного исследователя".
7. Не мешает ли чувство брезгливости плодотворному изучению червя?
Ответ на предыдущий вопрос перекрывает полностью и данный вопрос. Тем не менее дополним.
Брезгливость, как и стеснительность, – просто неуместны. Приведем пример из сферы не военного, а спортивного противоборства. Известно, что японские борцы сумо (весьма достойные и популярные в мире фигуры, олицетворяющие мощь и мудрость японской нации) многое отдали бы, чтобы обладать секретом кала своих предстоящих соперников. Научно доказано, что кал обладает большим объемом информации о формах питания борцов – важнейшим фактором их силы. Вывод: и борец, и исследователь не только не должны брезговать копаться в чужом дерьме, а просто обязаны это делать (см. также вышеприведенные принципы).
8. Какой военный образ является аналогом акту расчленения червя лопатой на две части?
Здесь вполне уместна такая аналогия. Вы – командир штурмовой группы в городе, занятом противником. Ваша группа, спрыгнув с вертолета, захватила крышу здания. Вдруг на это здание упала бомба – вражеская или наша - неважно. Неважно, какой дурак сбросил эту бомбу, нарушая нашу стратегическую операцию? Важно то, что эта бомба разнесла в клочья центральную часть здания, в которой находилась лестница, соединяющая этажи здания, разделив его на две независимые части (и еще и без лестницы). Ваша штурмовая группа оказалась разделенной на две части в соответствие с новой архитектурой этого здания. Вы с бойцами на крыше – не спуститься, не подняться. Хоть песню пой: «А мне летать охота…».
Вопрос – Каковы Ваши командирские действия? И если Вы в шоке и не знаете, что дальше Вам делать, то советую вспомнить популярный опыт с дождевым червем, расчлененным острием лопаты на две части. В бою надо действовать просто, ясно и решительно – как действует герой нашего исследования – Дождевой чер-вяк!
Как действует дождевой червь, рассеченный лопатой на две части, так и должен поступать воинский отряд, рассеченный на две части бомбовым ударом.
Следите и изучайте червя до, после и во время дождя!
Итак, на этой мажорной ноте можно и остановиться.
Надеюсь, что я достойно обосновал допустимость, и даже необходимость и, разумеется, потребность для российской Армии в исследовании психологии дождевого червя.
редакция новеллы от 31.12.11.